20.05.19 Светодиодное освещение для музеев: эффективная эксплуатация, энергосбережение и сохранность экспонатов.

Светодиодное освещение для музеев постепенно вытесняет все прочие виды (особенно галогенное). Даже при том что стоит светодиодное оборудование несколько дороже, его многочисленные плюсы заставляют галереи и музеи по всему миру переходить на LED. Это самым благотворным образом сказывается как на безопасности экспонатов (особенно живописи), так и на эстетической стороне – именно светодиодам удается максимально передать заложенную художником идею или посыл.  

16/05/2019 Специалистов в музейном освещении в нашей стране не так много. Наша компания не просто один из «первопроходцев», но и активный «реализатор» инновационных идей и актуальных музейно-осветительных тенденций. Помогает в этом большой опыт – это события как отечественной, так и зарубежной культурной жизни, тематические выставки, где представляются тренды музейного освещения. Их мы потом активно используем в нашей работе, освещая музеи и галереи в России.

 Освещение музеев и выставок – дело не простое, уж слишком большая ответственность лежит на художнике по свету. Неправильный расчет интенсивности или некорректно установленный светильник – и может пострадать ценное произведение искусства. Точно также от плохого освещения страдают посетители – они не получают ожидаемого удовольствия от выставки, ведь картины «не отдают» всю свою красоту и гармонию.

 Одной из частых проблем с освещением выставок становится обилие естественного света, который «конкурирует» с музейным и не всегда уместен. Точно также особого подхода требуют помещения нестандартной геометрии и архитектуры, со слишком маленькими залами или загроможденные экспонатами.

 В каждом конкретном случае художник по свету буквально по миллиметру «нащупывает» оптимальный вариант освещения, подбирая ту комбинацию приборов и аппаратуры, которая даст максимальный визуальный и практический эффект.

15/06/2019 Если говорить о выставочном освещении, то к временным и тематическим экспозициям предъявляются несколько иные параметры и требования, нежели к постоянным. Можно сказать, они дают больший простор для фантазии и возможность художника по свету сделать акцент на особый характер выставки.

 Музейное освещение в залах носит более общий характер, но мероприятие, посвященное определенному художественному направлению или мастеру всегда предметно и конкретно. Здесь больше используется акцентное освещение, нередко контрастный подход и игра свето-тени, чтобы подчеркнуть ценность экспонатов.

Художник по свету непременно ориентируется на указания куратора выставки – чему уделить особое внимание, а какие вещи необходимо преподнести мягко и ненавязчиво. В этом вопросе специалисты применяют знания о влиянии музейного освещения на произведения живописи или скульптуры разных эпох, стилистических направлений и даже материалов. Например, синтетические краски и материалы иначе воспринимают свет, а работы старых мастеров требуют чрезвычайно нежного и деликатного отношения.

14/05/2019 Модернизация освещения в музеях – приоритетная задача. Это тот краеугольный фактор, который нельзя оставлять без внимания. Ведущие музеи мира внимательно отслеживают не только культурные тенденции, но и развитие электротехнической отрасли. Музейный свет должен соответствовать актуальным нормам по безопасности, экологичности, пользе и удобству. Как к лампам накаливания перешли в свое время от более примитивных источников света, так и, например, светодиодные светильники постепенно становятся одним из основных типов освещения в музеях и галереях.

 Цели, ставшие основой модернизации музейного освещения:

  • Улучшение комфорта для посетителей. Очень важно создать ценителям прекрасного хорошие условия для наслаждения искусством, и освещению в музее принадлежит одна из главных в этом ролей. Усовершенствование освещения в этом ключе идет по 2 направлениям – освещение экспонатов для их визуальности (эстетика и уникальность) и приятный глазу общий свет в залах, галереях и проходах для нормальной ориентации и навигации.
  • Сохранность и целостность произведений искусства. Не секрет, что музейное освещение напрямую влияет на качество полотен и скульптур – оно может даже погубить ценнейший экспонат, если неправильно подобрано и установлено. Модернизированный музейный свет настраивается под нужды музея, он безопасен для картин и способствует их длительному хранению.
  • Возможность контроля и легкость управления в зависимости от тематики и типа выставки или экспозиции. Современное музейное освещение – это интеллектуальный свет!

13/05/2019  Современные системы управления светом значительно облегчают функционирование музеев. Инновации и изобретения в электротехнической и световой области активно применяются и в культурной деятельности. Модернизация и переоборудование музеев всегда предполагает монтаж функциональной и полезной световой установки, которая оптимизирует практическую часть. При открытии новых музеев и в частных собраниях системы управления изначально включаются в световой дизайн-проект.

 Такие системы очень практичны и удобны – они позволяют наладить освещение, как для общих, так и частных целей. Светильники, прожекторы, софиты, ленты, световые конструкции и прочие компоненты объединены в единую установку, которую можно настраивать по своему усмотрению, исходя из конкретных задач.

 Если речь идет о постоянном освещении музея, то выбирается один режим, когда же нужно оформить тематическую экспозицию со строгими требованиями к освещению (интенсивности, цветовой гамме, форме потока, распространению света и углам рассеивания), интеллектуальную систему можно настроить иначе.

 Управление осуществляется с многофункционального пульта, в точности придерживаясь указаний и рекомендаций для каждого вида произведений искусства. Инновационный подход в управлении музейным светом в итоге позволяет оптимизировать расходы – это действительно выгодно.

08/05/2019 Необходимость грамотно подобранного и расставленного музейного света обоснована вполне утилитарными причинами. Стоит допустить ошибку, не учесть какой-либо важный фактор, как успех выставки или экспозиции может быть поставлен под сомнение. Слишком сильный или слабый свет? Нарушается цветовой баланс. Неправильно подобранная цветовая гамма? Многие оттенки перестают быть видимыми, полотно теряет глубину и яркость, плюс для человеческого глаза отдельные цвета неприятны или сложны для восприятия.

 Точно также весьма ошибочным станет музейное освещение, не учитывающее пропорции и геометрию залов и комнат, дизайн помещений, интенсивность естественного света и цветовую палитру в целом. На выставке или экспозиции все должно быть гармонично, и музейный свет ни в коем случае не должен «выбиваться» из цельной картины. Для художника очень важно корректно соотнести размер объекта с поверхностью падающего света: освещение не доминирует, ведь главное – это произведение искусства. Правильный свет – это вымеренный угол освещения, тщательно подобранная интенсивность и цвет.

От интенсивности музейного света и качества оборудования напрямую зависит сохранность картин – нельзя допустить, чтобы краски выцветали, а материалы покрытия или ткань портились. К примеру, графика и ткани не допускают освещенность выше 60 люкс – от этого посетителям кажется иногда, что освещения не хватает. Однако подобные ограничения продиктованы соображениями безопасности освещения для экспонатов.

07/05/2019 Правильное музейное освещение в некотором смысле «работает» гидом и навигатором. Незаметно, исподволь оно ведет посетителя от картины к картине, от одного интересного экспоната к другому. И это целая наука, помогающая разместить источники света таким образом, чтобы они побуждали, вызывали интерес двигаться дальше. Для этого часто используется прием повышения контраста – когда при понижении общего уровня освещения (оно деликатное, сглаженное) экспонаты подсвечиваются акцентными светильниками. Так усиливается связь между зрителем и скульптурой, картиной, инсталляцией.

 При этом безопасность и удобство перемещения по выставочным залам должны быть поставлены во главу угла при создании проекта музейного освещения. Очень важно соблюсти баланс между светом и тенью, создать комфортные условия для человеческого глаза, чтобы ему было легко адаптироваться к смене яркого прожектора на затемненную зону. Для этого художники по свету часто применяют слаботочные направляющие светодиодные ленты. Они как будто прокладывают тропинку по музейным помещениям, некий удобный коридор для перемещения посетителей. Такое мягкое, но достаточное музейное освещение не привлекает к себе внимания, но обеспечивает должный уровень навигации. Продуманный подбор источников музейного света помогает экономить электроэнергию и оптимизировать расходы.

06/05/2019 Музейный свет призван решить 2 основные задачи – помочь посетителю ориентироваться в пространстве и подчеркнуть уникальный характер каждого экспоната. Однако в этой кажущейся простоте кроется масса нюансов, несоблюдение которых может привести к проблемам. Специалисты уверены – не менее 30 % успеха и посещаемости выставки либо музея зависит от освещения. Только оно способно передать всю красоту произведений искусства или же, в противном случае, скрыть очарование и притягательную силу картины.

 Отсюда исходят практические требования к музейному свету:

  • Не допустить разрушения музейных экспонатов, как можно дольше сохранить их свойства и качества, максимально продлить срок жизни.
  • Грамотно и точно подобрать параметры (интенсивность, распространенность, цветопередачу, угол и цвет) и управлять ими по необходимости.
  • Учитывать особенности и характер музейных объектов – возраст, размер, авторов (классическая или современная живопись, Возрождение или  импрессионизм), а также характеристики помещения музея, галереи и выставки – высоту, наличие естественного освещения, геометрию залов. Музейный свет также подбирается с учетом, постоянная ли это экспозиция или временная выставка (в последнем случае возможностей для экспериментов и оригинальных идей больше).

06/05/2019 Модернизация, затронувшая электротехническую сферу, не обошла стороной и музейное освещение, «чувствительное» ко всем инновациям. Светодиодные источники света в музеях завоевывают все большую популярность – как крупные мировые музеи, так и частные собрания переходят на LED светильники. И этому есть вполне понятное объяснение и практическое обоснование – светодиодный музейный свет экономный, утилитарный и удобный.

 Преимущества ЛЕД-ламп:

·        В первую очередь, высокий уровень безопасности. При светодиодном освещении музеев экспонаты, особенно ценные и «возрастные» сохраняются лучше. LED светильники нагреваются незначительно, так что полотно не повредится, а краски не потеряют присущую им яркость и сочность.

·        Улучшенная цветопередача и световой баланс. Подобрать светодиоды можно под теплое или холодное освещение, есть любые оттенки, чего, например, сложно добиться от галогенных ламп, выделяющих мало синего света.

·        Практическая выгода. Музеи тратят очень много электроэнергии только на освещение, а светодиодные лампы потребляют ее мало – общие расходы снижаются.

·        Продолжительный срок службы и энергоэффективность (световая отдача) – именно светодиоды приближены к максимальным показателям.

05/05/2019 Галерейное освещение всегда шло «рука об руку» с развитием музейного дела. В привычном виде музеи появились относительно недавно, и вместе с этим стали подниматься вопросы освещения экспонатов. Основная масса музеев выросла из частных коллекций (галерея Уффици, как одна из старейших), которые со временем были открыты для общественности.

 Изначально о проблемах и необходимости музейного освещения никто не задумывался. Однако, когда остро встал вопрос сохранности картин и скульптур и продления срока их жизни, важность правильного и безопасного музейного света вышла на первый план. Изобретение лампы накаливания произвело настоящую революцию и в музейном деле – стало возможным хорошо освещать все выставленные ценности, что, несомненно, привлекало больше людей.

 Развитие светотехнической отрасли в современном периоде открыло новую главу в музейном освещении – на смену неэкономичным и нередко травмирующим картины лампам пришли галогенные и (как последнее слово в галерейном свете) светодиодные. Многие современные системы управления светом предполагают комбинированный подход. Это сочетание газоразрядных, люминесцентных и светодиодных светильников, позволяющее подобрать для каждого экспоната (в зависимости от материала, возраста и прочих факторов) оптимальное освещение, которое максимально продлит срок его жизни.

  Большой опыт работы с разными мировыми производителями, налаженные деловые связи и немалое число качественно и грамотно освещенных культурных объектов позволяют специалистам Labion давать рекомендации по поиску осветительного оборудования и конкретных поставщиков. Мы очень тщательно подходим к отбору компаний партнеров – это проверенные и надежные предприятия, чьи установки освещают знаменитые музеи, галереи и выставки.

  Поставка оборудования – неотъемлемая часть работы Labion. Мы уверены в качестве своих услуг не в последнюю очередь благодаря надежному, износостойкому и долговечному оборудованию, которое привозим клиенту под заказ. Это всевозможные световые устройства, агрегаты и приспособления от знаменитых мировых производителей.

   Помимо проектирования, поставки оборудования и монтажа световых установок Labion оказывает особые услуги, востребованные именно в музейной и культурной среде.

  Стиль, эстетика и оригинальность, выражаемые в дизайн-проекте – не единственный важный критерий в музейном освещении. Еще большую значимость представляет электротехнический проект. Это специализированный документ, составляемый сотрудниками технического отдела Labion. Он жизненно необходим энергетикам, инженерам, монтажникам и техникам, обслуживающим музейное пространство.